Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок-взрослый»
Форма проведения собрания – семинар-практикум. 
 
Рекомендуется рассмотреть вопросы: 
1. Проблема жестокого обращения с детьми: основные причины и последствия  Типы жестокого обращения родителей с детьми  (по С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др.)
«Ребенок-мишень» - ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. 
Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).
 
Практикум «Оценка ситуации»: 
Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. 
Примеры ситуаций для анализа: 
  1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)
  2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)
  3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры. (нет)
  4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену. (да)
  5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу. (да)
  6. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут. (нет)
  7. Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи. (да)
  8.  Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)
Рекомендации для родителей: 
Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье? 
 Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о последствиях такого обращения с детьми.
 Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.
 Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве? Как я наказываю?»)
 Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе жестокого обращения с ребенком.
 
2. Стратегии взаимодействия родителей с детьми
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии: 
 Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
 Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
 Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым. 
 Будьте последовательны в своих действиях.
 Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-сообщения. 
 Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
 Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
 Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
 Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
 Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.
 
Профилактика конфликтов с детьми 
Рекомендации для родителей: 
 Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок. 
 Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
 Выбирайте наказание, адекватное проступку.
 Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
 Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
 Развивайте в ребѐнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
 Научите ребѐнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
 Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
 Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков. Объясните ребѐнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?