Уважаемые родители, просим Вас ознакомиться с информацией в рамках профилактики психологического и физического насилия над детьми.Актуальность проблемы позволяет выделить основные приоритеты в работе педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям и подросткам.

Что необходимо знать педагогам и родителям по проблеме:

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989 г). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

  • Право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31)
  • Ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26)
  • Право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми.

Формы жестокого обращения с детьми: Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми в целях получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным,
    поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие
    личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.


Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в следующем:

  • недостаточное удовлетворение его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви;
  • отсутствие должной опеки;
  • недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;
  • причинение умышленного вреда ребенку;
  • воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами
  • воздействие факторов, оказывающих деморализующее влияние на ребенка (алкоголизация, противоправное поведение родителей).
    Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности,
    неопытности родителей или их некомпетентности, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
    Основными направлениями работы педагогов, в том числе классных руководителей, являются следующие:
  • информирование по проблеме жесткого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с
    ребенком в семье);
  • изучение нормативных документов, регламентирующих защиту ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации)


Система повышения психологической компетентности родителей, педагогов, учащихся в условиях школы может включать такие формы работы, как педагогические советы, семинары, родительские собрания, родительские клубы, лектории, занятия в которых проводят педагоги, психологи, юристы, специалисты учреждений социальной защиты.

Лекция для родителей и педагогов «Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни» Соблюдая правила безопасного поведения, Ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать жестокого обращения с ним.


Обучение детей навыкам безопасного поведения:

1. Безопасность по телефону:

  • Поднимая трубку, ребенок не должен называть своего имени и говорить, что он находится дома один.
  • Нельзя называть свой адрес. Ребенку следует попросить собеседника перезвонить позже, назвав время прихода родителей.
  • Если абонент ошибся номером - ребенку следует попросить собеседника назвать набранный им номер. Сообщать свой номер нельзя.
  • Если звонящий представляется другом родителей ребенка – следует попросить его позвонить позднее – когда родители будут дома.
  • Если звонят знакомые родителей ребенка и говорят, что они скоро придут – ребенок должен попросить их подойти ко времени прихода родителей.

2. Безопасность: один дома:

  • Ребенок не должен открывать дверь незнакомым людям. Если звонящие в дверь представляются работниками коммунальных служб - ребенку следует попросить их прийти позднее, когда дома будут родители.
  • Нельзя сообщать незнакомым людям о распорядке дня своей семьи.
  • Если ребенок не может открыть дверь - нельзя доверять ключи посторонним.
  • Если ребенок пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой – нельзя заходить в квартиру. В этом случае необходимо пойти к соседям и от них позвонить домой, и если трубку не снимают, вызвать полицию по телефону "02".
  • Если около квартиры стоит посторонний, не следует подходить к нему, нужно пойти в другой конец лестничной клетки и позвонить к соседям, попросить их о помощи.

3. Безопасность в лифте:

  • Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение.
  • Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.
  • Если кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять
    дома или оставил на улице.
  • Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не следует угрожать рассказать все родителям или полиции. Нужно постараться вовлечь насильника в разговор.
  • Если ребенок все же стал жертвой насилия, жестокого обращения – следует рассказать все родителям и сходить с ним на медицинское освидетельствование.

4. Безопасность на улице:

  • Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников,
    живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
  • Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к
    себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.
  • Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
  • Если вы не сможете прийти за ребенком в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.
  • Если ребенка пытаются втянуть в спор или драку – ему следует уходить немедленно.
  • Если к ребенку подошли люди и спрашивают, как пройти куда-либо – он может объяснить это на словах, но ни в коем случае не провожать их, даже если это по дороге или обратившиеся к нему люди предлагают подвезти его на машине.
  • Ребенок не должен играть вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках.
  • Если ребенок уходит из дома в отсутствие родителей, - ему нужно оставить записку с информацией о том, куда и с кем он уходит, и
    когда вернется. Введите в семье правило – если задерживаешься – звони домой.
  • Если во время прогулки к ребенку подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что-то за это – ребенку нужно отказаться, а
    вечером рассказать об этом родителям.
  • Если незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что-либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом.
  • Если ребенок видит тормозящую машину, и сидящие в ней люди предлагают подвезти ребенка, или спрашивают, как проехать куда-либо - он должен как можно дальше отойти от машины и ни в коем случае не садиться в нее – если даже если улица, которую они ищут, ему по пути.

Действия родителей по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних детей:

  • Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
  • Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
  • Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
  • Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
  • Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
     что необходимо делать, если возник пожар;
     безопасность на дороге, в лесу, на воде;
     общение с незнакомыми людьми;
     нахождение дома без взрослых и т. п.

 

Алгоритм действий родителей в случаях пропажи детей:
1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
 обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
 обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).


Памятка для родителей и педагогов № 1:
Помните, что в случае насилия над Вашим ребенком нарушены его права:
 право на безопасность;
 право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морально-психологического).


Если Вам стало известно о фактах жестокого обращения и насилия над Вашим ребенком:

 Поговорите с ребенком, поддержите его;
 Если есть синяки, ссадины – обратитесь к медицинским работникам (в поликлинику, травмпункт, медицинской сестре образовательного учреждения) для освидетельствования и оказания медицинской помощи;
 Напишите заявление участковому полицейскому (или инспектору комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

при обнаружении факта насилия в образовательном учреждении – руководителю образовательного учреждения;
 Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.